МЕНЮ MAZDA
самые популярные статьи
самые популярные товары
|
Сведения о характеристиках масел ATF (масло для
АКПП)
Масла для АКПП (ATF) наряду с тормозными жидкостями
и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими
продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло,
то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если
же из АКПП удалить рабочую жидкость, то она моментально станет
ни к чему не пригодным набором сложных механизмов. К ATF предъявляются
более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным,
противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам
для других агрегатов.
Поскольку автоматические коробки передач включают
в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор,
шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления - спектр
функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает
от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает
фрикционное сцепление. Средняя температура масла в картере автоматической
коробки передач составляет 80-90 С, а в жаркую погоду при городском
цикле движения может подниматься до 150 С.
Конструкция автоматической коробки передач такова,
что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для
преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется
на внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие
скорости движения масла в гидротрансформаторе и температура вызывают
интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные
условия для окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие
материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные
прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок,
а также создает электрохимические пары, в которых при наличии
кислорода и воды активизируется коррозионный износ.
В таких условиях масло должно сохранять не только
свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент
среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Основные спецификации
Исторически сложилось так, что "законодателем
мод" в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий
являются корпорации "General Motors" (GM) и "Ford" (Табл. 1).
Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных
масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются
списками масел, одобренных ими к применению. Аналогичным образом
поступают и японские автомобильные концерны.Первоначально в "автоматах"
использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто
менять. При этом качество переключения передач было крайне низким.
В 1949 г. компания General Motors разработала
специальную жидкость для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая
применялась во всех АКПП, выпускаемых в мире. В 1957 г. спецификация
была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA).
Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт
животного происхождения, получаемый в результате переработки китов.
В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты
на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее
и на синтетической основах.
В конце 1967 года General Motors ввело новую
спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron
IV.Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований
к маслам для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора.
Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация
Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по производству
трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых
условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.Долгое
время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и
фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959
году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В.
Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F
(ATF-F).
В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D,
учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х
годах - спецификацию Mercon. Масла, соответствующие спецификации
Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы
с ними. Основные различия между спецификациями компаний General
Motors и Ford - разные требования к фрикционным характеристикам
масел (у General Motors на первом месте плавность переключения
передач, у Ford - скорость их переключения).Типичные характеристики
масел для АКППприведены в Табл. 2.
Табл. 1. Развития спецификаций
масел
Компания General Motors |
Компания Ford |
Год введения |
Наименование спецификации |
Год введения |
Наименование спецификации |
1949 |
Type A |
1959 |
M2C33 - B |
1957 |
Type A Suffix A (ATF TASA) |
1961 |
M2C33 - D |
1967 |
Dexron В |
1967 |
M2C33 - F (Type - F) |
1973 |
Dexron II C |
1972 |
SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) |
1981 |
Dexron II D |
1975 |
SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) |
1991 |
Dexron II E |
1987 |
EAPM - 2C166 - H (Type - H) |
1994 |
Dexron I II |
1987 |
Mercon (дополнена в 1993) |
1999 |
Dexron IV |
1998 |
Mercon V |
Масла устаревших спецификаций до сих пор используются
во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве
масел для механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством производителей
современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям
спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как
правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям
последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы
для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла
соответствующе спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и
ATF - A. Обратная замена масел не допустима.
Табл. 2. Типичные характеристики
масел для АКП
Свойства |
Dexron II |
Dexron III |
Allison C-4 |
Mercon |
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менеепри 40 0С |
37,7 |
Не нормируется, определение обязательно |
Не нормируется, определение обязательно |
|
при 100 0С |
8,1 |
|
|
6,8 |
Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре:
- 10 0С |
800 |
- |
Указать температуру, при которой вязкость
масла равна 3500 сП |
- |
- 20 0С |
2000 |
1500 |
|
1500 |
- 30 0С |
6000 |
5000 |
|
- |
- 40 0С |
50000 |
20000 |
|
20000 |
Температура вспышки, 0С, не ниже |
190 |
179 |
160 |
177 |
Температура воспламенения, 0С, не выше |
190 |
185 |
175 |
- |
Испытания на вспениваемость |
|
1. Отсутствие пены при 95 0С |
1. Отсутствие пены при 95 0С |
ASTM D892 Этап 1 - 100/0 мп |
|
2. 5мм при 135 0С |
2. 10мм при 135 0С |
Этап 2 - 100/0 мл |
|
3. Разрушение в течение 15с при 135оС |
3. Разрушение в течение 23с при 135оС |
Этап 3 - 100/0 млЭтап 4 - 100/0 мл |
Коррозия медной пластины баллы, не более |
1 |
1 |
Отсутствие почернения с отслаиванием |
1 |
Защита от ржавления |
Отсутствие видимого ржавления на испытуемых
поверхностях |
Отсутствие видимого ржавления на испытуемых
поверхностях |
Отсутствие следов ржавчины или коррозии
на контрольных плитах |
Отсутствие видимого ржавления |
Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80 0C, 6,9
мПа): потеря массы, мг, не более |
15 |
15 |
- |
10 |
На нашем рынке ассортимент масел для АКППдостаточно
велик и, за редким исключением, представлен импортными маслами
(Табл. 3).
Табл. 3. Масла для автоматических
коробок передач.
Chevron Supreme ATF
(США) |
Многоцелевая жидкость для автоматических трансмиссий.
Рекомендована для автомобилей FORD выпуска после 1977г.,
автомобилей Сеneral Motors и большинства других иномарок.
Также рекомендуется для гидроусилителей и гидросистем.
Отвечает требованиям спецификаций Dexron
III и Mercon. |
Аutran DX III
(ВР Англия) |
Полусинтетическое универсальное трансмиссионное масло
для автоматических трансмиссий. Отвечает требованиям
спецификаций GM Dexron III, Ford-Mercon, Allison
C-4, rd mM3C. Специальные допуски:
ZF TE-ML 14. |
Аutran MBX
(ВР Англия) |
Полусинтетическое трансмиссионное масло для автоматических
трансмиссий и гдроусилителей рулевого управления.
Отвечает требованиям спецификаций GM
Dexron III, Ford Mercon, Allison C-4. Специальные
допуски: MB236.6, ZF TE-ML 11,14, MAN 339 Tupe
C, Renk, Voith, Mediamat. |
Ravenol ATF
(Германия) |
Всесезонное трансмиссионное масло для автоматических
коробок передач и узлов трансмиссий легковых и грузовых
автомобилей. Специальные допуски:
MB 236.2; Busgetriebe Doromat 973, 974; MAN 339A. |
Ravenol Dexron II D
(Германия) |
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для
автоматических коробок передач и узлов трансмиссий легковых
и грузовых автомобилей. Отвечает требованиям
спецификаций GM Dexron II, Allison C-4. Специальные
допуски: MAN 339 Tup C, MB 236.7. |
Ravenol Dexron F III
(Германия) |
Всесезонное универсальное трансмиссионное масло для
автоматических коробок передач и узлов трансмиссий легковых
и грузовых автомобилей. Отвечает требованиям
спецификаций GM Dexron III, Allison C-4, Ford
Mercon. Специальные допуски: MB 236.1,
236.5; ZF TE-ML-03,11,14. |
Все масла, как правило, прошли испытания на соответствие
указанным спецификациям и имеют специальные допуски от производителей
техники.
Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется
спецификациями производителей автомобильной техники, значительная
часть производимых масел используется в областях применения, отличных
от АПК, например:
- В силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной
и горнодобывающей техники;
- В гидравлических системах автомобилей, промышленного оборудования,
мобильной техники и судов;
- В рулевом управлении;
- В ротационных винтовых компрессорах
В состав масел для АКПП обычно входят антиокислители,
ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы
трения и набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего
обнаружения протечек масла для АКППокашивают в красный цвет.
|
Магазин "МАЛЕНЬКАЯ ЯПОНИЯ"
8-904-004-65-95
8-920-171-60-70
С сентября 2014 года:
г. Тверь, ул. Софьи Перовской, 12. Вход в магазин "Вереск" (справа от арки).
При двидении с центра по ул. Советской проезжаете мимо стадиона "Химик", Обелиска Победы, Суворовского училища, и через 360 метров по правой стороне увидите справа многоэтажный дом, по центру здания будет вход над которым вывеска "Вереск"
Схема проезда здесь.
Комплект Щеток для Mazda 3:
Bosch Aerotwin бескаркасные
- 800 руб.
SWF бескаркасные
- 800 руб.
Оригинальное моторное масло:
Масло Mazda Dexelia 5W-30 - 2100 руб.
Акция по бесплатной замене закончилась
Замена масла по купону с магазина - 200 руб
Антифриз Mazda FL-22.
1100 руб
|