«Mazda / Мазда» японская атомобильная компания
производящая автомобили, но основа компании идет от производства
и переработки обычной пробки и началось все с 1920 года, позднее
компания переименовывается в Mazda Motor Corporation, с 1927
по 1984 Toyo Kogyo Company. В 1931 году компания начинает
изготовление трехколесных автомобилей, первыми из которых
стали грузовые мотороллеры, которые изготовляли в течении
25 лет и было выпущено 200 тысяч штук, но большинство мотороллеров
было задействовано в армии во время Второй мировой войны и
с успехом экспортировались в Китай.
После окончания войны началась эра грузовых авто, а первые
легковые автомобили появились только в 1960 году и это была
модель R360 Coupe двухдверный пассажирский автомобиль с 2х
цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см, подкупали дешевизна
и удобство для тех лет. В 1961 вступление в техническую кооперацию
с NSU/Wankel (Западная Германия) по роторным двигателям и
на суд потребителям представлен компактный пикап Mazda Proceed
(B-серия 1500) и вскоре после презентации начинает выпуск
и продажи по всему миру МАЗДА 1500 (в некоторых странах MAZDA
LUCE), кузов которой придумал сам Бертоне, и уже год спустя
эта модель стала серьезным конкурентом для лидеров автопрома
того времени DATSUN И TOYOTA. На базе МАZDA 1500 также вышел
универсал MAZDA HACIENDA. В 1964 увидело свет 1-е поколение
Mazda Familia (800/1000). С 1964 легковые автомобили начали
экспортироваться в Соединенные Штаты. В 1966 завершено строительство
нового завода легковых автомобилей в Хиросиме,через год, в
1968, дебют Mazda Familia Rotary Coupe (R100) с WANKEL- движками
объемом 1000 И 1200 (малый класс).
В начале 70-х появляется Capella, которая в половине стран
мира носила название Mazda 616, а в Америке RX-2. Capella
обладала мощностью 104 л.с. великолепным разгоном, максимальная
скорость достигала 165 км/ч, дизайн был родственен с GM и
Ford аналогичных лет. 1971 - представление Mazda Savanna (RX-3),
1972 - представление Mazda Luce (RX-4), этом же году количество
произведенных автомобилей достигает 5 млн. единиц. CAPELLA
ушла в небытие (хотя выпускалась до 1978 года) и пришла в
1973 году Mazda 929, но именно от CAPELLA начала в 1978 свой
путь Mazda 626, которая в те годы вобрала все лучшее от CAPELLA,
которая кстати и ушла, потому что сильно устарела, а WANKEL-двигатели
стали получать слишком много критики, особенно в США, где
с этими движками продавалась MAZDA 818 Savanna , хотя там
была бестселлером продаж. Наряду с ней в США продавалась MAZDA
RX-2, их было продано 225 000 штук, она была среди Мазд самой
надежной и долговечной, и американцы это оценили, во многом
благодаря этой модели MAZDA в течении десяти лет вошла в элиту
среди автопроизводителей.
В 1979 Мазда и Форд Мотор Кампани вступают в единый союз,
Ford Motor приобрел 25% акций Mazda. В период с 1978-1982
года, TOYO KOGYO выводит в свет MAZDA 626 (средний класс),
которая должна была удовлетворить запросы требовательных американцев
или любящих высокое качество немцев. Особенно оценили эту
машину в Европе, где сыграла свою роль спортивный характер
машины. Модель получила кузова седан и купе с объемом двигателя
1,6 и 2,0. Эта машина не уступала акулам того времени как
VW PASSAT и АUDI 80, а также HONDA ACCORD, в США машину сравнивали
с BMW.
В 1980 - представление FWD Mazda Familia 4 WD . В этом же
году Mazda Familia (GLC/323) названа "Японским автомобилем
года 1980-81". К 1981 большинство автомобилей фирмы оснащается
двигателями Ванкеля, к этому времени успехи по освоению американского
рынка становятся столь велики, что открывается американское
отделение компании — Mazda North America, отличающаяся от
конкуренов низкой ценой, большим салоном. В 1981 Mazda представляет
модель Сosmo/Luce (929).
В 1982-1987 года, MAZDA преходит на предний привод, 1982 представление
Mazda Capella 4 WD, в этом же году Mazda Capella 4WD (626)
назван "Японским автомобилем года 1982-83", 626
полностью обновлена и сам кузов и начинка, на выбор предлагают
седан, хетчбэк и спорт. С увеличением рынка потребителей дорогих
автомобилей, гамма продукции «Мазда» постоянно расширяется,
появляются спортивные автомобили, автомобили высшей группы
среднего класса и др.
В 1983 Mazda Capella (626) названа "Импортным автомобилем
года" журналом "Мотор Тренд" (США). Тогда же
Mazda вступает с 8% капиталом в Kia Motors.
Mazda RX-7 — наглядный пример достижений японской компании:
оригинальная конструкция кузова совмещает усиление жесткости
кузова с одновременным уменьшением его массы.
В 1984 году компания переименована в Mazda Motor Corporation,
которая в течении 5 лет изготовила 1 400 000 автомобилей,
на базе этой модели в Азии и Австралии продавался FORD TELSTAR.
В 1987 кол-во автомобилей достигает 20 млн. в Японии. Выходит
новая Mazda Savanna RX-7. Компания начинает автомобильное
изготовление на новом американском заводе Мазда Мотор Мануфактура,
которая распологается в Мичигане. В этом же году представление
нового Ford Festiva (Mazda 121), изготовленного Маздой. В
1988 В США выходит Mazda MPV. 1987-1992 года, рынок взрывает
новая 626 GD, которая была сделана после досконаляного изучения
возможностей BMW и AUDI, дизайн разработан совместными усилиями
двух студий Япониии и США, машина вышла отменной.
В 1990 году в Японии появилась Eunos Cosmo с автомобильной
навигационной системой, а так же Autozam Revue (121). В 1992
новая Mazda 626 получает звание "Автомобиль года"
В США вышла MAZDA MX-6 (FORD PROBE), а также и люкс - MAZDA
XEDOS, в Европе 626 GE не принесла тех денег на которые рассчитывала
Мазда. 1996 г. представлена Demio в Японии и получает титул
'96-'97 RJC "Новый автомобиль года". В 1998 - представление
новой Mazda 323, а в Европе начало продаж Mazda Demio. 1997-2001
последняя новая 626 GF с новой эмблемой была разработана в
Европе в Германии, автомобиль по многим параметрам превзошел
предвыдущую модель 626, но стал дороже в цене, купившие эту
модель утверждают - Да она лучше и надежнее, но она не зажигает
это уже не 626! в 1999 году выходит целое семейство автомобилей:
новая Mazda Premacy, новая Mazda Bongo, микроавтобус и грузовик,
новая Mazda MPV.
В 2000 году выходит Mazda MX-5 Roadster, которая в этом году
получила совершенно новый дизайн кузова, занесена в книгу
рекордов Гиннесса как самый популярный в мире спортивный родстер.
Выходит новый внедорожник Mazda Tribut. На автосалоне в Детройте
был показан концепт RX-Evolve, предшественник начала новую
программу –MILLENIUM, цель которой вернуть МАЗДУ на вершину
и в этом корпорации помогла MAZDA 6, выпуск которой начался
в феврале 2002 года. За всю 82х летнюю историю эта машина
стала во всем мире лучшей из того что делала MAZDA. MAZDA
6 получила более 20 наград по всему миру, став в некоторых
странах автомобилем года, а в мировом голосовании автомобиль
занял 2 место, 2001 год – на автосалоне в Токио демонстрируется
новая Atenza и предварительная версия RX-8 с роторным двигателем
Renesis. Roadster получает главный приз "Auto Color Award
. В 2002 году компания занимает новую нишу и выпустила модификацию
модели MPV – Sports F, разработанную женщинами. В вопросах
стратегии развития и продаж компания тесно взаимодействует
с Ford.
Сборочные заводы Mazda в 21 стране позволяют ей экспортировать
свои автомобили в 120 государств мира.